12 принципов построения более эффективной и независимой антидопинговой системы для защиты «чистых» спортсменов.
Еще в октябре 2015 года Олимпийский саммит внес предложение о создании независимой системы антидопингового тестирования и наложения санкций. В частности, после публикации промежуточного доклада профессора Макларена в июле 2016 года, началось широкое общественное обсуждение будущего антидопинговой системы WADA. По результатам тщательного отслеживания ситуации и участия в дискуссиях, Исполком МОК сегодня формулирует задачи Олимпийского движения по формированию более эффективной и независимой антидопинговой системы. МОК хотел бы воплотить в жизнь нижеперечисленные принципы в диалоге и в тесном взаимодействии с WADA и его участниками.
Усиление WADA
WADA должно быть одинаково независимо как от спортивных организаций, так и от национальных интересов. Это необходимо, поскольку даже понимание наличия конфликта интересов может нанести вред объективности антидопинговой системы. Что касается национальных интересов, это особенно важный момент, что проиллюстрировано недавними ситуациями с участием отдельных НАДО (национальных антидопинговых организаций – прим. ред.), споров между различными НАДО, и апелляций международных федераций на решения национальных антидопинговых организаций.
- Поскольку спортивные организации и правительства являются учредителями на равной основе, они в равной степени должны быть представлены в Совете учредителей WADA и Исполкоме организации. Роль спортсменов в обеих структурах должна быть усилена. Более того, представительство спортсменов должно быть основано на принципе избрания (а не по принципу назначения – как это действует сейчас). А также в структуры WADA должны войти независимые члены.
- Президент и вице-президент WADA должны быть независимыми лицами и не занимать постов в правительстве, правительственной или спортивной организации. Кандидаты должны быть согласованы обоими учредителями – как правительствами, так и спортивными организациями, включая выбранных представителей спортсменов. Это предложение уже озвучивалось Олимпийским движением в октябре 2016 года.
- Усилить и прояснить роль WADA, которое должно быть единственным международным органом, ответственным за:
- Законотворческую деятельность в отношении Кодекса WADA, включая список запрещенных субстанций и стандартизацию антидопинговых процедур.
- Аккредитацию антидопинговых лабораторий.
- Контроль соответствия, что включает также проведение расследований в отношении всех подписантов Кодекса.
- Антидопинговые исследования.
- Профилактику.
- МОК поддерживает намерение WADA иметь политику по соответствию, что будет стимулировать выполнение требований Кодекса всеми его подписантами. Это позволит обеспечить справедливые правила игры для всех спортсменов в мире.
Создание независимого органа по тестированию
- Необходимость создания Независимого органа по тестированию (An Independent Testing Authority (далее - ITA).
- ITA должен разрабатывать международный план распределения тестирования (ITDP) совместно с соответствующей международной федерацией, при этом не только по виду спорта, но и по дисциплинам. Такой план – ITDP – должен включать минимальное количество тестов, которые необходимо пройти каждому спортсмену, желающему принять участие в Чемпионатах мира или Олимпийских играх. Такое количество должно быть ясным для каждого спортсмена в конкретной дисциплине по виду спорта. Спортсмены, у которых отсутствует необходимый минимальный установленный уровень тестирования, не будут отвечать критериям допуска на участие в Чемпионатах мира и Олимпийских играх.
- НАДО – проводить такие междурядные тесты по запросу ITA.
- НАДО – продолжать и в случаях, когда применимо, усилить свою иную деятельность по тестированию, а WADA – обеспечить независимость реализации плана НАДО по проведению тестирования от национальных интересов.
- Совет (правление) ITA должен быть наделен только надзорной функцией и не иметь полномочий управлять или предоставлять инструкции по реализации и управлению антидопинговой программой.
- В Совет (правление) ITA должны входить представители государственной (публичной) власти, Олимпийского движения, WADA и выбранных представителей спортсменов.
Санкции
- Наложение санкций на физических лиц (спортсменов, официальных представителей, тренеров, врачей и т.д.) – после нарушения, установленного ITA; наложение санкций на подписанта Кодекса (спортивные организации, организаторы спортивных мероприятий, НАДО и лаборатории) – после объявления WADA о несоответствии участника. Решения по обоим процессам должны приниматься Независимым спортивным трибуналом (CAS), что отвечает демократическому принципу «разделения властей».
Источник: olympic.org (перевод – Ассоциация лыжных видов спорта России)